История одного расстрела. Старообрядческий староста Федот Поскряков vs Антихрист

Раннесоветский период истории Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища изучен мало, да и не так-то просто тут что-то узнать – община, и без того не избалованная лёгкой жизнью, вынуждена была особо тщательно скрывать всю свою деятельность от посторонних глаз. И, если что-то вдруг всплывает, ценность информации особо велика. На этот раз мне повезло – у одного из экскурсантов, ходившего на мою экскурсию по Рогожскому староверческому комплексу, прадед – Федот Силантьевич Поскряков (1888 — 1938), оказался согласно одним следственным документам председателем общины Рогожского кладбища, согласно другим – председателям церковного совета, согласно третьим – церковным старостой. В 1935 году Федота Силантьевича арестовали. Дальше — два года ссылки в Красноярском крае, а в 1937 году Поскряков приговорён к расстрелу. Как это водится у староверов, за разговоры об Антихристе во власти (три века они упрямо вели эти разговоры, и три века им за это мстили, но особенно жестоко в XVII веке и в XX-ом). Теперь его правнук Максим Поскряков по крупицам собирает о нём информацию в архивах, и удалось найти довольно много! С любезного согласия Максима публикую историю Поскрякова-прадеда.

экскурсии по москве
Рогожское старообрядческое кладбище

Итак, начнем с начала. Самые ранние сведения о Федоте Силантьевиче, крестьянского сословия, относятся к 1914 году – в Памятной книжке Рязанской губернии он упомянут в качестве члена старообрядческой общины, приемлющей священство Белокриницкой иерархии, проживающего в собственном доме в Рязани у Ямской заставы. В свои 26 лет он уже совладелец лесопромышленной фирмы «Масляников, Пятинов, и Поскряков». Старший совладелец – известный в Рязани благотворитель Федот Игнатьевич Масленников, был, собственно, председателем старообрядческой общины, основателем старообрядческого Скорбященского кладбища и держателем при нем моленной.

Страницы Памятной книжки Рязанской губернии за 1914 г.

После царского указа 1905 года Об укреплении начал веротерпимости решено было строить при кладбище церковь Всех скорбящих радости, в Рязани считают, что архитектором был тот самый Илья Бондаренко, которому Москва кроме всего прочего обязана двумя сохранившимися шедеврами старобрядческого модерна – в Токмаковом и в Малом Гавриковом переулках. Это, впрочем, вряд ли — в перечне работ Бондаренко рязанской церкви нет, да и проект, как вы можете убедиться, подписан совсем другими именами. Но, как бы то ни было, церковь красивая, строилась на средства общины, уж без участия Федота Поскрякова дело почти наверняка не обошлось. Хотя… ему же было только 22 года, когда церковь построили. Впрочем, в 26 он уже владел двумя собственными домами в Рязани (не смотрите, что он записан по крестьянскому сословию, деньги у семьи были. Недаром его родственник, купец Елисей Дмитриевич Поскряков записан первым среди членов общины в той же в Памятной книжке. Так бывало — одна ветвь семьи переписывалась в купеческое сословие, другая подолгу нет).

проект старообрядческой церкви Всех скорбящих радости в Рязани
Из архива Андрея Агафонова

Известно, что после революции Поскряков какое-то время еще торгует лесом — в 1919 году он заключает договор с квартирной частью отдела снабжения Рязгубвоенкома на поставку дров. После эпохи НЭПА он занимается кустарщиной (интересно, какого рода?). А в 1929 году приговорён к принудительным работам за неуплату налога (согласно протоколу допроса по второму делу, в 1932 году он ещё и привлекался за валюту (то есть, по всей видимости, имел какие-то иностранные деньги, на которые в голодном 1932 году можно было раздобыть на рынке хоть какую-то еду, в отличие от мало что стоивших советских рублей), но осуждён по этому делу не был. Когда же Федот Силантьевич перебирается из Рязани в Москву, на Новопереведеновскую ул. д.4, кв. 4? Точно не известно, но можно предположить, что в начале тридцатых, когда в связи с индустриализацией в Москву поехали все, и население новой-старой столицы увеличилось почти в три раза. Здесь проще было найти работу, а, значит, получить продуктовые карточки. Но, может, Федот Силантьевич вместе с семьей бежал от греха подальше, когда у него нашли валюту? Всё может быть. Как бы то ни было, в 1935 году Поскряков уже в Москве, ему 47 лет, он инкассатор московского завода «Ритинг» и прихожанин Рогожского кладбища. У него жена — Екатерина Васильевна, 47 лет – штамповщица на заводе «Красный труженик», трое сыновей (26-летний Роман — электромантер, 21-летний Николай — часовой мастер, 20-летний Борис — настройщик на «Шарикоподшибнике») и дочь Евгения 24 лет, учащаяся торфяного техникума. Интересно, дети ещё придерживались старой веры, или уже атеисты, как и положено советской молодёжи? Папу-то переделывать поздно…

На старообрядческую церковь Всех скорбящих радости поднимают колокола, 1910 г. В толпе неразличим, но наверняка присутствует 22-летний Федот Поскряков (фото из архива Андрея Агафонова.

Итак, за что же именно Федот Силантьевич был арестован 4 сентября 1935 года? Читаем протокол допроса (допрашивал оперуполномоченный 8 отделения СПО Главного управления Государственной безопасности Народного комиссариата внутренних дел Свечин. Орфография и пунктуация сохранены):

«Вопрос: Следствие располагает данными о том, что Вы являетесь участником конкретной группы Старообрядцев и систематически устраивали нелегальные сборища этой группы: признаете ли Вы себя виновным в этом?

Ответ: Виновным себя не признаю и о существовании конкретной группы мне не известно.

Вопрос: Вы 12.08.1935г. у Каноплева были?

Ответ: Не помню, какого числа, а у Каноплева я был.

Вопрос: Кто у Каноплева кроме Вас еще был?

Ответ: Сейчас я не помню, кто присутствовал 12.08. у Каноплева, так как мы собирались несколько раз.

Вопрос: Напомню Вам, что 12.08.1935 в квартире Каноплева были Вы – Поскряков, Яковлев, Капустин, Федоров, Каноплев и Королев?

Ответ: Повторяю, я сейчас не помню, были ли эти люди у Каноплева 12.08.

Вопрос: По какому поводу Вы собирались у Каноплева?

Ответ: Собирались мы на квартире у Каноплева 3 или 4 раза для обсуждения церковных дел. После того как эти вопросы обсуждались нами в церкви.

Вопрос: Вы как председатель старообрядческой общины разрешение в Райсовете брали на эти сборища?

Ответ: Нет. Разрешение в райсовете я не брал, так как мы собирались от 3 до 5 человек.

Вопрос: Вы показываете не правду. На неоднократных сборищах старообрядцев в квартире Каноплева, на которых присутствовали Вы Поскряков, Яковлев, Капустин, Федоров, Каноплев и Королев, среди этих лиц велись антисоветские беседы и вы делали конкретные выпады против руководства ВКП/б.

Ответ: На устраиваемых сборищах антисоветских бесед не было и я конкретных выпадов, против руководства ВКП/б не делал.

Вопрос: Вы продолжаете говорить не правду: на очередном сборище 18.08.1935 конкретной группы старообрядцев Вы высказывали свои антисоветские взгляды, Советская власть есть власть «Антихриста» и даже делали конкретные выпады против руководства ВКП/б. Требую правдивых ответов.

Федот Поскряков

Ответ: Повторяю, что я этого на сборищах не высказывал.

Вопрос: Вы оказывали материальную помощь находящемуся в концлагере старообрядческому епископу Локошкину?

Ответ: В мае месяце 1935 г. я разрешил церковному казначею Каноплеву выдать для епископа 75 рублей.

Вопрос: Вы Лобанова С.И. знаете?

Ответ: Лобанова Сергей Ивановича я знаю через своего знакомого Ермолаева Георгия Ивановича, который был у меня в ноябре 1934 года на квартире вместе с ним.

Вопрос: Следствию известно, что Лобанов у вас на квартире декламировал конкретные произведения. Подтверждаете ли Вы это?

Ответ: Действительно в ноябре 1934г. Лобанов у меня на квартире декламировал антисоветские произведения. Я просил Лобанова повторить еще раз это произведение что бы записать, он мне в этом отказал.

Обвинительное заключение по следственному делу №2477:

СПО ГУГБ стало известно, что среди старообрядцев Рогожской церкви в Москве существует а/с (асоциальная – прим. СДГ) группа, под руководством председателя церковного совета этой церкви Поскрякова. Участники группы систематически устраивали нелегальные сборища на квартире единомышленника Каноплева, на этих сборищах участниками группы обсуждались политические вопросы в а/с духе, а так же отрицательные лица, распространяли всевозможную к.-р. (контрреволюционную – прим. СДГ) клевету. На основании этих материалов были арестованы МОРЖАКОВ, ПОСКРЯКОВ, СМИРНОВ, и находятся под подпиской КАПУСТИН и КАНОПЛЕВ. Произведенным следствием установлено , что действительно в течении 1934-1935 года, на квартире Каноплева собирались нелегальные сборища. На этих сборищах участники проводили антисоветские беседы; о гонении на религию, об антихристе и т.п… Указанные факты следствием подтвердились.

Здесь ещё Кишинёвский епископ Иосиф (Моржаков) с диаконом Фёодором Моржаковым, 1952 г. Архиепископом Московским Иосиф станет в 1961 г.

Итог: «Поскряков Федот Силантьевич изобличен очной ставкой и свидетельскими показаниями…» Остальные обвиняемые – церковный сторож Каноплёв, церковный певчий Капустин, а также «без определённых занятий, бывший служитель религиозного культа» Иван Михайлович Моржаков (он же будущий архиепископ Московский и всея Руси древлеправославной церкви Иосиф), и ещё некий Смирнов Гурий Севостьянович, в доме которого скрывался «бывший служитель культа», признали себя виновными.

В отличие от Ивана Моржакова, приговорённого к карагандинским лагерям, Поскряков, казалось, легко отделался – всего-навсего ссылка в Красноярский край, но… 12 ноября 1937 новый арест: «Предъявлено обвинение в том, что он, находясь в ссылке, проводил среди населения контрреволюционную агитацию, призывал к свержению Советской власти, распространял провокационные слухи о смене и скорой гибели Советской власти, высказывал террористические настроения по отношению к руководителям ВКП/б и Сов. Власти».

Из протокола допроса гражданина Поскрякова Ф.С., род занятий — продавец ларька (допрашивал начальник Кежемского п/о НКВД Давыдов):

«Вопрос: Перечислите ваших близких знакомых по Кежемскому району, как из адм. ссылки, так и вольного поселения?

Ответ: Мне хорошо знакомы по Кежемскому району Лушников Петр Кузьмич, кузнец, Брюханов Лаврентий Лукич, инструктор ОСОА биохимии, Погодин Иван Иванович, работник ППС и его жена. По адм. ссылке — Чернов Данила Федорович, Каруков Василий Сергеевич, Кац Лев- парикмахер.

Вопрос: Дайте показания о вашей контр. революционной деятельности?

Ответ: Ни какой контр. революционной работы я не вел.

Вопрос: Неправда. Следствие располагает достаточными данными, изобличающими Вас в контр. революционной деятельности и требует от вас правдивых показаний.

Ответ: контр. революционной работы я не вел.

Вопрос: Адм. ссыльного Савкина Вы знаете?

Ответ: Да, знаю.

Вопрос: Привожу Вам выдержки из его показаний «В марте месяце сего года лично я находился на квартире у Поскрякова. В беседе он мне сказал: По описанию законов божьих, все сбывается к власти пришел Иуда. Сейчас к власти лезут евреи, разные Когановичи. Они приберут народ к руками будут над ними издеваться. Но все равно они долго с этой властью не просуществуют». Признаете Вы это!

Ответ: Я это отрицаю.

Вопрос: Как же Вы это отрицаете, когда Савкин доказывал Вам то, что Вы не правы и Вы ему на это заявили, что он сам не прав. Был такой разговор?

Ответ: Такого разговора не было. Я с ним говорил, о том, что всё делается по закону божьему. Каждая власть есть от бога и что большевики пришли к власти на основании предсказаний библии. Савкин и другие мне возражали, но я убеждал их в своем.

Вопрос: Что Вы рассказывали Савкину о подпольной типографии?

Ответ: Ни о какой типографии я Савкину не говорил.

Вопрос: Не правда. Савкин показал. Что Вы рассказывали ему о том, что в первые годы революции Вы совместно с другими лицами имели подпольную типографию и очень много печатали антисоветских прокламаций. Правильно это?

Ответ: Ни какой типографии у нас не было и Савкину, я об этом не говорил.

Ещё один дореволюционный портрет Федота Поскрякова

Вопрос: По сведениям Савкина Вы говорили. Да, народ все чумеет, сейчас везде к власти везде налезли жиды и ты их боишься. Но это всё скоро кончится. Найдется человек умнее Сталина и Ленина. Признаете вы это.

Ответ: Я это отрицаю.

Вопрос: Из показаний Савкина. Поскряков говорил о четвертом интернационале и заявил. «Троцкий такая умница, что поискать редко»

Ответ: Я этого не говорил.

Вопрос: В апреле месяце Вы заявили: Все равно всем осталось не долго властвовать, особенно нашим главкам.

Ответ: Я этого не говорил.

Вопрос: В апреле в беседе с Коруковым по вопросу о партиях Вы заявили: Все существующие партии сводятся к одному знаменателю. Все дорожат своей шкурой и борются за теплое место, а партию большевиков можно выделить как одну из наглых. Большинство в этой партии состоят шкурники. Подтверждаете?

Ответ: Я отрицаю.

Вопрос: Следствию известно, что Вы клеветнически отзываетесь о товарище Сталине. Признаете?

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Вы это говорили в магазине Леспродторга в присутствии административно ссыльного Дружинина, который показал: Что раньше царя не поминали так, как теперь Сталина. Уже слишком велики эти почести.

Ответ: Я этого не говорил.

Вопрос: В беседе с Дружининым Вы заявили. Большинство Коммунистов не только скажет, нет бога, а если потребуется продать кого, продадут, лишь бы сохранить звание коммуниста.

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Что означает фраза « Взявший меч от него и погибнет»

Ответ: Я такой фразы не говорил.

Вопрос: В беседах с Каруковым вы не однократно говорили о том, что эта власть временная , она должна быть свергнута и что она долго не просуществует.

Ответ: Не говорил.

Вопрос: В беседах о Сталинской конституции Вы говорили о том, что эта конституция нам ничего не даст , это не конституция а общая норма. Признаете?

Ответ: Я о конституции так не говорил, наоборот говорил, что конституция должна нас ссыльных освободить.

Вопрос: Как же Вы это отрицаете, когда ваш разговор подтвердил свидетель Каруков.

Ответ: Отрицаю

Вопрос: Ваше отрицание голословно. Административно ссыльный Иванов на допросе показал, что от новой сталинской Конституции народ получил не свободу, а постановление советов о двадцатипятилетнем тюремном заключении, поэтому конституция есть дурман народа.

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Показания дает Кац Лев.

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Иванов показывает, что Вы заявили. Вот видишь, советская власть разрушает церкви. Придет время, мы их заставим разрушенное восстанавливать. Признаете?

Ответ: Отрицаю.

Рязань, церковь Всех скорбящих радости, современный вид. Фото Андрея Агафонова

Вопрос: Ваши отрицания предъявленных Вам обвинений голословны. Следствие Вам не верит и требует от Вас правдивых показаний.

Ответ: Дополнить свои показания ни чем не могу».

Поскряков снова всё отрицал, признания от него так и не добились. 29 декабря 1937 «тройка» УНКВД по Красноярскому краю приговорила Федота Силантьевича к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 26 января 1938 года. Реабилитирован Поскряков 2 сентября 1989 года.

В те же годы, когда погиб Поскряков, церкви Всех скорбящих радости в Рязани нашлось новое применение: в её подвалах тайно хоронили расстрелянных, тела привозили ночью на грузовиках (такие же грузовики, впрочем, приезжали и на Рогожское кладбище в Москве, и тоже по ночам). А в двух кирпичных домах рядом с храмом поселились семьи сотрудников Рязанского управления НКВД. Когда история сделала очередной кульбит, у входа на Скорбященское кладбище появилась мраморная доска: «Это не должно повториться! В братской могиле за этой стеной покоится прах жертв политических репрессий 30-х годов в Рязани». В Москве на Рогожском подобной доски почему-то пока нет…

Ирина Стрельникова #СовсемДругойГород

Федот Поскряков (справа)

One thought on “История одного расстрела. Старообрядческий староста Федот Поскряков vs Антихрист

  • 30.05.2018 в 18:50
    Permalink

    Ничего во времени не меняется… иногда только виражи в другую сторону как с церковью сейчас.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *