Орловский рысак: квадратура бегового круга
Валентин Серов, как известно, мастер портрета. И не только человеческого. Писал он и лошадей. Вот, например, портрет орловского рысака Летучего (собственность коннозаводчика Николая Малютина, о котором мы много говорим на нашей экскурсии по Петровскому парку. Так же как об отпрыске Летучего — Смельчаке, вечном победителе бегов).
Поскольку рассказывать об орловских рысаках мы рассказываем, а представлять, чем они отличаются от других лошадей других пород, представляли до сегодняшнего дня, признаться, слабовато, пришлось идти просвещаться на Московский ипподром. Так вот, делимся инсайдом: в движении отличить можно по тому признаку, что орловский рысак не скачет (да и чего бы ему скакать, он же рысак, то есть его естественный аллюр – резвая рысь) и не бежит, а «плывет»: на бегу словно гребет ногами.
Еще один характерный признак породы – ярко выраженная прямоугольная форма (геометрическая форма лошади определяется в профиль, без учета головы и шеи – ну а дальше все просто: высота равна длине – значит квадрат. Не равна – значит, прямоугольник). Скакуны, например, квадратные. Есть много пород серединка-наполовинку. А вот графу Алексею Орлову нужен был именно вытянутый рысак – из-за особенностей русской упряжи (орловский рысак, кстати, не для баловства создавался, а как транспортное средство. Предназначался в коренные русской тройки, в частности). Нужна была лошадь, которая:
а) не трясет экипаж (то есть бежит рысью, а не несется галопом) ,
б) бежит не просто рысью, а резвой рысью (расстояния-то в России о-го-го, надо поторапливаться, да и какой русский не любит быстрой езды)
в) вынослив (опять же, из-за больших расстояний, да и из-за особенностей русского бездорожья), г) вытянутой прямоугольной формы (из-за особенностей упряжи, в том числе зимней).
Чтобы добиться нужной формы, граф за немыслимые деньги купил в Турции (которую до этого сам же и победил в Русско-турецкой войне, будучи командующим эскадры русского флота) на свой конный завод арабского скакуна Сметанку, у которого спина была удлинена из-за лишнего позвонка и пары ребер. Впрочем, у орловских рысаков – его потомков, ничего лишнего в скелете все-таки нет. Кто знает, может быть, потому, что Сметанка не успел произвести на свет совсем уж подобного себе потомка? Жеребец, которого с великими предосторожностями два с половиной года вели под узцы из Турции в Москву, в Нескучный сад, еще через полтора года простудился и умер. Впрочем, наследников оставил, один из которых в свою очередь вместе с голландской кобылой и произвел на свет первого орловского рысака…
Ну а что касается самого Московского ипподрома – сегодня мы прогуливались по Москве без наших фотомэтров. Ну, конечно, пощелкали что-то на телефон. Но подумав, решили эти, с позволения сказать, «фотографии» не помещать. А вместо них поместить фотосерию о Московском ипподроме замечательного фотохудожника и нашего большого друга Александра Горшанова. От этих фотографий остается ощущение ретро. Но ничего подобного, они сняты в нулевых годах XXI века. Просто ипподром – это такое место, где мало что меняется из века в век… Люди на фото, кстати, на тамошнем жаргоне называются «тотошники» — это те, кто делают ставки, играют на бегах)
Полностью серию А.Горшанова по Московскому ипподрому можно посмотреть здесь.