Москва-река вброд
На этой фотографии 1931 года великого Бориса Игнатовича много интересного. Мало того, что достраивается Дом Правительства (он же Дом на набережной) – со сроком сдачи, как всегда, затянули, опоздав уже года на полтора и перерасходовав смету примерно в 5 раз. Кроме этого, на первом плане еще не снесенная церковь Всех Святых, давшая название улице Всехсвятской (нынешней Серафимовича). Ну а главное – Москва-река. Еще нет гранитной набережной, и воды в реке так мало, что в летние месяцы вброд можно перейти. Канал Москва-Волга еще даже не начали строить (вода по нему будет пущена только через 6 лет, 17 апреля 1937 года – и вот тогда-то уровень реки поднимется и станет достаточным для судоходства).
Чуть позже примерно из тех же мест снята другая фотография:
Здесь хорошо виден «старый новый» Большой Каменный мост – уже не тот, первоначальный, действительно каменный, постройки XVII – с лавками и жилыми помещениями, наш ответ Понте Векьо. Но и не наш, нынешний, перекрывающий русло одной аркой. Эта версия – промежуточная, плод трудов инженеров Воскобойникова и Танненберга, построенная в 1859 году. Это был первый металлический мост в Москве (даром что назывался он по-прежнему Большой Каменный). Три пролета. Простенькая, но изящная кованая ограда. И стоит ровно поперек русла, так что и Дом на Набережной еще строго на красной линии Всехсвятской, продолжающей мост (позже, в 38-м направление улицы и нового моста будет изменено).
Кстати, самое трудное при строительстве представленной на фото версии Большого Каменного было … разрушить старую, первоначальную. Историк Снегирев – большой приятель графа Уварова и горячий сторонник триады «Православие-Самодержавие-Народность», наблюдая в 1859-м году труды инженера Воскобойникова, сокрушался: «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала».
Подробно об истории этих мест — на нашей экскурсии по Верхним Садовникам.