Манизеры: полстраны сидит, а полстраны на коленях

Окрестности Петровского парка полны сюрпризов. На 1-й улице 8 марта в глубине за глухим забором стоит деревянный двухэтажный дом.  Если не вглядываться, можно и не заметить, что во дворе необычного. Хотя добрая половина балерины все-таки виднеется из-за забора:

miniz2

Залезать на забор, чтобы рассмотреть получше, экскурсовод Совсем Другого Города не решилась.  Просто сделала фотографию с вытянутой вверх руки (камере было виднее, чем экскурсоводу Совсем Другого Города).

miniz3

Балерина – любимый образ скульптора Елены Манизер (именно она, кстати, первой разглядела в Улановой гениальную танцовщицу. Наметанным глазом художницы). Хотя так сложилось, что Елене Александровне чаще приходилось лепить спортсменов… Но уж себе-то она оставила именно балерину!

Дело в том, что это – ее дом. Вернее, ее и мужа, Матвея Генриховича Манизера. Оба – скульпторы. Он – автор столь любимых японцами и прочими интуристами скульптур подземного павильона станции метро «Площадь революции». Бронзовых фигур, вписанных в арки, словно давящие им на головы.  Будете на «Площади революции» — обратите внимание: все фигуры  (кроме детей, у которых над головами есть даже несколько лишних сантиметров — как потенциал некоторого роста) либо в полусогнутом состоянии, либо сидя. Что давало москвичам 30-х годов повод грустно шутить, что у Манизера как в жизни: полстраны сидит, а полстраны стоит на коленях…

miniz4

miniz5

%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82-%d0%b3%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%bd_manizerm
Матвей Манизер в своей студии. Фото замечательного фотографа Берта Глинна, сделанное во время его путешествия по СССР в 1963 году.

Ну а она, Елена – автор барельефов павильона метро «Динамо», что минутах в 20 ходьбы от 1-й улицы 8-го марта.  На стене наземного павильона  – марш физкультурников. Им, может, и тесновато (спортсмены выглядят немножко как очередь на эскалатор в час пик),  но во всяком случае, они могут стоять в полный рост (см. первое фото). А вот барельефы работы той же Елены Манизер  в круглых розетках на стенах центрального нефа подземного павильона точно так же, как у мужа, страшно стеснены со всех сторон. Из-за этого позы спортсменов часто неестественны:

miniz6

miniz7

%d0%b1%d0%b5%d1%80%d1%82-%d0%b3%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%bd_manizer
Елена Манизер. Тот же Берт Глинн, 1963 г.

Такое впечатление, что только за глухим забором частного дома на 1-й улице 8-го марта образам Манизеров можно было вздохнуть полной грудью. Хотя и здесь балерине не хватило бы места – до полноценной балетной сцены двор Манизеров все-таки не дотягивает…

Ну и мораль: прогуливаясь по Москве, поглядывайте, что там за забором. -))

Ну а рассмотреть барельефы Елена Манизер можно на одной из наших экскурсий по Москве — по Замоскворецкой линии метро. Подробности записи на нее здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *