Маяковская: советская готика и 34 сюрприза
Только в Москве темой отдельных экскурсий, целого цикла, стало метро. И это неудивительно…
Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:
На станции «Маяковская» продвинутые школьники устраивают аттракцион: если с достаточной силой пустить вверх по желобку стальной полосы 5-рублевую монету, она опишет по потолку полукруг и спустится по противоположному столбу. Эта станция настолько совершенна, что разделить в ней конструкцию и искусство невозможно. Недаром «Маяковская» была воссоздана в натуральную величину в павильоне СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года – ну и взяла Гран-При. При этом главная жемчужина станции от ленивого глаза скрыта. И если вы ни разу не задрали голову к потолку, оказавшись на «Маяковской» — значит, вы этой жемчужины и не видели…


С первой попытки ничего не получилось. Задача была непростая и на тот момент еще не слишком отработанная. Это первая ветка метро (от Сокольников до Парка) состоит из станций, заложенных неглубоко. А при строительстве второй, Замоскворецкой линии потребовалось забраться на гораздо большую глубину. В том же 1935 году, когда архитектор Кравец начал строительство подземного павильона «Триумфальной площади» (в процессе работы случилось 5-летие со дня смерти Маяковского, площадь решено было переименовать в честь поэта, ну и станцию метро – вслед за ней), другой архитектор – Иван Фомин закончил свою станцию глубокого заложения – «Красные ворота». И там задача колоссального давления толщи грунта на свод решалась так: были пробиты три отдельных друг от друга параллельных тоннеля, один станционный и два путевых, и между ними прокопаны проходы. При этом между тоннелями остались немалые «целики» грунта. Их укрепили, облицовывали декоративным камнем – получились массивные пилоны, способные выдержать необходимую нагрузку. Чуть позже, буквально через 2-3 года станций пилонного типа, построенных по этому принципу, в московском метро появилось много (та же «Площадь Революции», например). Они строятся и до сих пор, и мы к ним давно привыкли. А тогда, в 35-м, после легких «колонных залов» первых станций «Красные ворота» казались неуютными. В Метрострое всерьез опасались, что народ на такую станцию не пойдет. Мол, стены и потолок будут психологически давить, напоминая человеку о том, что над ним – тяжелая масса земли, которая, случись что, раздавит его, как комара…

А вот замысел Кравеца нравился — очередная легкая, воздушная станция. Ну а задача возросшего давления на свод должна была решиться принципиально новой каркасной конструкцией. Строительные работы шли примерно год. И вот, когда Кравец закончил бетонировать своды и снял крепления, выяснилось: все пошло коту под хвост. Свод практически сразу дал несколько продольных трещин. Переоценили крепость грунтов: юрские глины в этом районе находятся близко к плавунам.
Среди членов комиссии, решавшей, что делать, был иностранный специалист Морган. Он решительно настаивал, чтобы тоннель срочно забетонировали. А после этого можно будет, если уж так нужна в этом месте станция метро, спуститься еще на несколько метров глубже и построить нормальную пилонную конструкцию. Но молодая советская архитектура и инженерия жаждала смелых экспериментов, свершений и технических прорывов. Решено было просто сменить архитектора, но дерзкий замысел – воплотить! Выбор пал на Алексея Душкина, который недавно показал себя, спроектировав очень важную станцию — «Кропоткинскую» (тогда – «Дворец советов»), которая должна была со временем сделаться подземным вестибюлем самого колоссального Дворца.

Жена Душкина вспоминала, что, размышляя над проектом «Маяковской» (а надо было торопиться, пока там все не провалилось к чертям), он просил ее снова и снова играть Баха и Прокофьева – для вдохновения. И он к нему пришло! Для начала Душкин понизил на несколько метров высоту главного свода, и чуть существеннее – боковых. Форма путевых и станционного тоннелей была решена по принципу пересекающихся олимпийских колец, просто среднее кольцо – чуть больше по диаметру.

В качестве опор – еще более легкие на вид по сравнению даже с теми, что были у Кравеца, металлические столбы. Душкин задумал сделать их из особо прочной нового типа стали. В метрострое ему не поверили, что сталь выдержит, и тогда в качестве эксперта Душкин пригласил авиаконструктора Путилина -тот сумел убедить комиссию. Заодно договорились о том, что Путилин изготовит у себя на заводе дирижаблей в Долгопрудном (тогда он назывался Поселком Дирежаблестрой) и опоры, и декоративные сложнопрофилировнные ленты из нержавейки для облицовки арок. Ну и для пущей безопасности Душкин укрепил своды чугунными тюбингами. Причем посмотрел, как это выглядит – восхитился и решил в путевых тоннелях тюбинги ничем не закрывать, не прятать а просто покрасить в белый цвет. Их выступающие ребра своей геометрией хорошо отвечали основной архитектурной идее: готической. Какова, собственно, главная идея готики в архитектуре? А вот что конструкция не прячется, а, наоборот, всячески подчеркивается — она сама по себе декоративный элемент. Стальные арки «Маяковской» не даром подчеркнуты облицовочной нержавейкой – это перекличка с готикой, своего рода нервюры, как в европейских средневековых храмах.

Еще замечательная деталь «Маяковской» — столбы до уровня человеческого роста облицованы очень дорогим и редким уральским орлецом: рисунчатым поделочным камнем с шелковистым блеском. Правда, сейчас большая часть орлеца утрачена и заменена розово-фиолетовым мрамором, а кое-где просто стоят заплатки из крашенного гипса. Ну и еще пол выложен не асфальтом, как обычно делали в метро в 30-е годы (на мраморные и гранитные плиты асфальт первых станций был заменен много позже, к 70-м годам), а стойким к истиранию желтовато-белым сахаровидным узбекским мрамором. Но самое замечательное в это станции — пространство настолько раскрывается, что душкинская «Маяковская» производит впечатление еще большей высоты и простора, чем даже Кравецовский вариант. Даром, что на самом деле у Душкина станция стала ниже. Кстати, уровень первой версии свода – там, где мозаичные панно.
Ну вот мы, наконец, и подошли к самому главному! К мозаикам!

Ломая голову над задачей, как заставить пассажиров забыть, что над ними – кошмарная, тяжеленная толща земли, Душкин придумал такой ход: надо создать иллюзию, что в потолке – окна по типу окулуса в римском Пантеоне, сквозь которые видно небо.
Впрочем, так работали и мастера барокко, расписывая свои перспективные потолки. Возможно, это у них Душкин почерпнул идею. В конце концов овал — это мотив именно барокко. Но как бы то ни было, на «Маяковской» решено было поместить мозаичное небо в «окошках» овальных куполов между каждыми двумя парами арок, в свою очередь образованных каждой парой столбов. Но с неба должен литься свет… Душкин опоясывает свои купола светильниками, направленными вверх и ярко освещающими мозаики, а уже оттуда вниз падает отраженный мягкий свет (кстати, прием, характерный для Душкина, всегда предпочитавшего отраженный свет прямому).


Всего пар столбов на станции 36. Следовательно, пространств между ними – 35. Именно столько рисунков Душкин заказал Александру Дейнеке. Тема была сформулирована как «Сутки Страны Советов: утро, день, ночь, снова утро». Причем входя на станцию, пассажиры попадали в «зону утра». Впрочем, мозаики вы можете рассмотреть в конце: мы помещаем их все, в том самом порядке, как у Душкина и Дейнеки. Обратите внимание, что там, где день сменяет утро, соответствующая мозаика изображает Спасскую башню Кремля с курантами, и стрелки показывают 12.00. И тоже самое повторяется в сюжете, где ночь сменяет вечер. А сюжеты «Закат» и «Рассвет» отличаются друг от друга только тем, с какой стороны подсвечены облака. Станция метро «Маяковская» – настоящий шедевр стиля ар-деко.

Хотя у творения Душкина были, да и до сих пор есть, критики. Резонная претензия была: при чем тут Маяковский? Почему никак не учтено название станции при проектировании? Эту претензию Душкин быстро снял, установив в глухом торце бюст поэта (в 2005 году из этого торца пробили второй выход, и бюст был вынесен в новый наземный павильон. Впрочем, в плафоне этого павильона сделали еще мозаичное панно, на котором приведено столько цитат из Маяковского, что никаких вопросов к станции не осталось). Еще некоторым не нравились тюбинги на своде путевых платформ – не все настолько хорошо разбирались в готической архитектуре, чтобы «прочитать» перекличку, и воспринимали это как недоработку: мол, надо было чем-то закрыть. Ну и наконец, главная претензия была у Дейнеки (и у тех пассажиров, которым лень задирать голову, да еще и 35 раз): мозаики так сильно утоплены вглубь относительно поверхности свода, что в перспективе станции их вообще ниоткуда не видно. Об их существовании, если не знать, догадаться трудно. Да и, если догадаешься, не порассматриваешь их долго с задранной вверх головой. Но Душкин не за тем придумал эти мозаики, чтобы их было хорошо и отовсюду видно. Как мы помним, ему нужен был эффект окон, чего не получилось бы, если бы мозаики располагались просто на потолке. Ну а что без должного внимания остается шедевр Дейнеки (и ленинградского мозаичиста Фролова) – так до этого Душкину особого дела не было. Что ему, специально плохому художнику, что ли, надо было заказывать рисунки, чтобы никто не обижался? Нет уж! На «Маяковской» должно быть все самое лучшее!


И станция была-таки признана лучшей в мире! Мы уже говорили, что ее полноразмерный макет (в павильоне СССР построили несколько секций «Маяковской» в натуральную величину) взял Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Почти полгода – с конца апреля до середины сентября – публика валом валила в павильон СССР… А потом Красная армия, согласно тайной части пакта Молотова-Риббентропа, через две недели после немцев, вторгшихся в Западную Польшу 1 сентября, в свою очередь вошла на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, вот уже 16 лет как, согласно международному праву, принадлежавшую независимой Польше. Эта территория отошла под управление Польши в 1923 году, согласно Виленскому миру, заключенному в результате неудачной для СССР Советско-польской войны. Теперь же Страна Советов захотела вернуть себе территорию бывшей Российской империи. Всем миром это было воспринято как аннексия и вступление в войну на стороне Гитлера. Шумиха поднялась такая (особенно, как легко понять, протестовала польская делегация), что Советский павильон был преждевременно закрыт. Что-то спешно демонтировали, что-то погрузили на корабли – в спешке забрать удалось далеко не все. С особой бережностью погрузили на корабль ценнейший отделочный камень: порфир. Которым (словно в византийской родильне для императорских младенцев, которых потому и называли «порфирородными») были облицованы стены павильона СССР изнутри. Кстати, порфир этот частично нашел новое применение именно в московском метро: им облицованы ниши в пилонах вышеупомянутой «Бауманской».

Нам остается добавить только пару слов о станции «Маяковская». Прочность душкинской конструкции теперь уже проверена долгими годами. Но и через три года после постройки в надежности сводов никто не сомневался. Во всяком случае, на Маяковской, как на всех станциях глубокого заложения, действовало бомбоубежище.
Ну а теперь – мозаики. Мы приводим все имеющиеся – их 34. Была еще одна – «Пилотажная группа», но она демонтирована во время строительства второго выхода со станции. Итак, вот они: мозаики по рисункам Александра Дейнеки, сделанные мозаичистом Владимиром Фроловым (о нем мы обязательно поговорим в следующий раз, в связи со станциями метро «Новокузнецкая» и «Автозаводская»).
Ирина Стрельникова.
На живую экскурсию по Замоскворецкой линии метро можно записаться здесь.
#совсемдругойгород


































Позор! Никакие это не персики! Эти две мозаики «Яблоки»и «Апельсины»! Выполнены художником- мозаистом Еленой Шматовой.
Во-первых, я бы попросила вас в следующий раз, когда вам захочется затеять научную дискуссию, взять более верный тон. Что означает это ваше «позор»? -))
Во-вторых, так-таки и Еленой Шматовой? Да что вы говорите… А Дейнека-то с Душкиным и не знали. Они Фролову заказывали… Впрочем, если у вас есть какие-то уникальные сведения, которых нет ни у кого другого (ни в одном известном мне архитектурном справочнике, в частности), предоставьте их, пожалуйста.
Ну вот давайте я вам покажу пример:
— Кн. Наумов М.С., Шергин В.С. «Московское метро», Изд-во «Просвещение», Москва, 2005 г., стр.42. (там говорится об авторстве всех мозаик подземного вестибюля «Маяковской» — Фролова)
— Кн. «Московское метро. Путеводитель» под редакцией А.Трофимова, Л.Хафизовой, Совместное издание «Agey Tomesh» и ГНИИМА А.В.Щусева (при поддержке Московского метрополитена), 2007 г. Стр.12 (там, кроме указания на авторство всех мозаик подземного вестибюля «Маяковской» — Фролова, приводятся еще и их названия, в том числе мозаик N 3 и 33 — «Персики»)
А у вас что есть, расходящееся со сведениями музея архитектуры имени Щусева?
В-третьих, что касается темы мозаик. В Википедии, допустим, и утверждается, на мозаике N 3 (у них она почему-то N 4, но что взять с Википедии) плодовое дерево, а на мозаике N 33 апельсины (хотя авторства Фролова и Википедии не приходит в голову оспаривать). Но, во-первых, я все-таки пользуюсь отнюдь не Википедией в подготовке материалов. А во-вторых, это еще и абсурдно. В тех широтах, которые изображает Дейнека, апельсины не растут -)).
Лучше исправить «сложнопрофеллировнные» на «сложнопрофилированные», согласитесь?
Мгновенно с этим соглашусь. -) Профиль, он и есть профиль.
Интересно. Спасибо!
А какова судьба демонтированной мозаики? Она где-то хранится или утрачена при демонтаже?
Виктор, по-моему, утрачена. Не видела информации о ней нигде. Но, может быть, как раз вы знаете?
А откуда название «физкультурница»? Гораздо больше похоже на один из вариантов «девушка с веслом».
Николай, я могу только догадываться, почему. Но вы учтите, что это же вы смотрите глазами человека XXI века. Для нас с вами название «девушка с веслом» — расхожее, это уже такая идиома, которой принято называть все подряд садово-парковые советские скульптуры, где есть девушка и есть весло. Душкин же заканчивал свою станцию всего через 2 года после того, как Шадр закончил свою совершенно конкретную работу под названием «Девушка с веслом». И для людей, живших в то время, «девушка с веслом» еще не звучало как идиома, а означало совершенно конкретное название совершенно конкретной скульптуры. На мозаике Дейнеки — не она. Ну вот, например, Шадровская работа: http://varjag-2007.livejournal.com/3593081.html?thread=96523385&format=light
А вот всевозможные гипсовые физкультурники и физкультурницы, в том числе и с веслами, уже вовсю стояли по паркам.
Прошу прощения , но по-русски правильнее сказать мозаичнист . Ведь он мозаику не чистит, как трубочист.
И я прошу прощения, но такого слова вообще не существует в русском языке (согласно словарям). Есть мозаичист и есть синонимы — мозаичник, мозаист. С вашего позволения, я все-таки не буду выдумывать новых слов (даже если они выглядели бы логичнее), а буду использовать имеющиеся согласно литературной норме. https://all_words.academic.ru/41378/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82
Добрый день! Подскажите, как найти автора фотографий Ю.Звездкина?
Юлия, он вам написал на указанную при написании комментария почту.
На редкость кривая статья про красавицу Маяковскую. Очень не советую ходить к ним на экскурсии, если они это читают, что это делитанты какие-то. Экскурсоводу Ирине стоит более глубоко изучить тему и разобраться, как строили станцию метро Маяковскую и как это происходило.
« Была еще одна – «Пилотажная группа», но она демонтирована во время строительства второго выхода со станции. » — например, та мозаика, которая была со стороны нового выхода — её наоборот открыли. А утрачена со стороны первого выхода, когда монтировали гермозатвор.
«С первой попытки ничего не получилось. Задача была непростая и на тот момент еще не слишком отработанная. Это первая ветка метро (от Сокольников до Парка) состоит из станций, заложенных неглубоко. » — просто не знание темы, на первой очереди 4 станции глубокого заложения
«И вот, когда Кравец закончил бетонировать своды и снял крепления, выяснилось: все пошло коту под хвост. Свод практически сразу дал несколько продольных трещин.» — архитектор Кравец ничего там не бетонировал. Станция построена из чугунных тюбингов. А проблемы с бетонным сводом возникли в щитовой камере в торце станции, где действительно были трещины. Но это точно не Кравец делал. И снимали не крепления, а опалубку.
Боги, ну как такую чушь можно было написать?!
Как Самуил Кравец у Вас оказался Сергеем? Я молчу о куче других нелепостей и неточностей в тексте.
Материал невероятно низкого качества. Множество фактических ошибок в общеизвестных вещах (вроде «бетонных сводов станции»), куча орфографических ошибок и обыкновенных опечаток. И, повторюсь, полное незнание предмета разговора.