Рогожский староверческий комплекс: поповцы. С посещением Рогожского кладбища
Фото Романа Челнокова
Пусть вас не смущает название – Рогожское кладбище (хотя и старинный погост там тоже есть). Под этим мрачноватым названием скрывается целый «город в городе», о котором многие москвичи, как ни странно, толком ничего не знают. А между тем недаром исследователи XIX века называли два Московских духовно-административных центра староверия: поповский на Рогожке и беспоповский на Преображенке «старообрядческими кремлями», отмечая, что они едва ли не затмевают славой и блеском Московский Кремль. Основаны они в одном и том же 1771 году под одним и тем же предлогом: чума, всем не до отпевания умерших, а староверы взялись хоронить по-христиански — и под это дело в виде величайшего исключения им разрешили построить по часовенке для отпевания. Как предприимчивые старообрядцы-беглопоповцы использовали это драгоценное разрешение построить маленькую деревянную часовенку у Рогожской заставы — вы увидите. Чумное Рогожское кладбище в итоге обросло величественными церквями, площадями, жилыми корпусами, производствами, больницами и богадельнями. И сделалось настоящим оплотом старой веры, каковым остаётся и до сих пор.
Как вы, наверное, уже знаете, в своих экскурсиях я всегда делаю некоторый крен в экономику: вопросу, откуда на все это берутся деньги, я всегда уделяю особое внимание. И к староверам это относится в первую очередь. У них была интереснейшая экономическая система, о которой сейчас рассказывать не буду — расскажу на экскурсии. Как и о том, откуда взялись капиталы у знаменитых староверческих династий — Морозовых, Рябушинских, Солдатёнковых, Свешниковых, фарфорщиков Кузнецовых (а все он были прихожанами Рогожского кладбища). Ведь начинали-то все с простых крестьян, и не верьте, если вам будут говорить, что дело тут исключительно в усердии, экономности и предпринимательском таланте (хотя и без них, конечно, не обошлось). И знаменитая московская купеческая благотворительность (все эти больницы и богадельни), и знаменитый московский культурный проект (МХТ, Третьяковская галерея, книгоиздательство) — все это корнями уходит в ту самую староверческую экономическую систему. И участие староверческих династий в революции — тоже. Вот обо всём этом и поговорим. А также о тех многочисленных и упорных, доходящих до анекдотичности правительственных мерах, которые предпринимались при Николае I, Александре II, Александре III для уничтожения старой веры, а на деле только укрепляли её.
Да, богатство, могущество и влиятельность Преображенской беспоповской общины все эти гонения несколько подорвали. Но Рогожская в итоге обрела небывалую славу и мощь. Как так вышло — тоже поговорим на экскурсии. Но именно с момента, когда правительством снова, почти как при Никоне, была объявлена война староверам — с середины XIX века — именно здесь, на Рогожском кладбище – главный духовный и административный центр древлеправославия поповского согласия. А с некоторых пор здесь появилась ещё и резиденция митрополита Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Но нас, любителей Москвы, «Рогожка» интересует еще и как интереснейший архитектурный ансамбль. Мы посмотрим территорию «Рогожского кремля», зайдём в первый из построенных там соборов (XVIII век), с улицы осмотрим остальные, полюбуемся на величественную (лишь на метр ниже Ивана Великого) и нарядную колокольню эпохи модерна. И собственно на кладбище мы тоже пойдем, посмотрим типичные староверческие захоронения, комплекс архиерейских могил и усыпальницу Морозовых (творение Шехтеля).