Евфимия Носова — коллекционер. Рассудку вопреки?

Не стоит слишком доверять мемуарам. Из них скорее можно узнать об отношении мемуариста к описываемым людям и событиям, чем о самих людях и событиях. Предлагаю, например, сопоставить отзыв о коллекции Евфимии Павловны Носовой (урожденной Рябушинской) в мемуарах Юрия Бахрушина, племянника ее мужа, с несколькими картинами из ее коллекции, которые ныне радуют нас в Третьяковской галерее. Итак, отрывок из «Воспоминаний Ю.А.Бахрушина»:
«Из сестер наиболее бледной фигурой была старшая Елизавета, жена архитектора Жолтовского, а наиболее яркой — вторая, Ефимия, моя тетка. Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма. Окруженная поэтами-символистами и художниками-«мирискусниками» — она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи.

В.А. Серов. Эскиз к фреске «Диана и Актеон» для росписи столовой Носовых (вопреки утверждению Бахрушина, роспись не была реализована, Серов не успел — умер).

Рябушинские имели особенность чрезвычайно громко разговаривать, орать, так что, когда они собирались вместе, всегда казалось, что в доме происходит какая-то невероятная ссора, а на самом деле велся самый мирный, задушевный разговор. Получившие в свое время английское воспитание, они строили свою жизнь в Кучине на манер британских помещиков, увлекались спортом, заводили английские газоны. <…>

Так же как и для Бардыгина, заграница для Ефимии Павловны была недосягаемым образцом совершенства, перед которым она благоговела и которому стремилась всячески подражать. Это подражание выявлялось в слепом следовании всем новейшим, и часто весьма нелепым, парижским модам, в англизированном выезде и лошадях и даже в почтовой бумаге.
Летом в своем имении Кучино она устраивала порфорсные охоты и пейпер-чейсы, где мужчины были одеты чуть ли не в красные фраки. Ее дочери воспитывались по английской методе, и в доме поддерживались английские порядки. <…>

Под плотиной, ловя рыбу, мы чувствовали себя свободно и непринужденно, ни на кого не обращая внимания и забывая все окружающее. Порой Ефимия Павловна, как спортсменка, так же являлась ловить рыбу. Ее сопровождал служитель, несший удобное кресло и большой зонтик. После того как кресло было установлено и зонтик раскрыт, он разматывал удочки, насаживал червяка на крючок и передавал снасть моей тетке, которая закидывала ее в воду, сидя в кресле.
Служитель становился за ее креслом. Если ей удавалось поймать рыбу или надо было сменить насадку, она молча протягивала ее назад, и служитель снимал с крючка рыбу или менял червяка. Мы, взирая на это священнодействие, молча переглядывались и посмеивались исподтишка. Но в конечном итоге все это не мешало нам к вечеру уезжать обратно в Гиреево с большим ведром серебристых лещей, красноперых окуней и прочей мелкой речной рыбешки. <…>

А.Я. Головин. Портрет Евфимии Носовой. 1916. (Ныне в ГИМ)

В свое время вся родня матери была против брака дяди с Ефимией Павловной Рябушинской, считая ее семью мало подходящей для солидной жизненной установки Носовых. Но дядя, как единственный, балованный и горячо любимый сын и брат, без особого труда настоял на своем. После совершившегося факта приходилось лишь мириться или закрывать глаза и не обращать внимания на экстравагантность новой невестки. Особенно удачно делал это старик дед. <…>

Н.П.Феофилактов. Евфимия Носова. 1913.

Как я уже говорил, когда дядя женился, дед мой Носов выстроил себе новый деревянный дом, а старый особняк на Введенской площади подарил сыну. В нем-то и развернулась деятельность Ефимии Павловны. Дед с явным неодобрением следил за всем тем, что происходило в его старом особняке, бывал там редко, лишь в исключительных случаях, но не вмешивался в жизнь любимого сына и единственного наследника. Дядя принимал самое активное участие в работе фабрики, и на этом его интересы кончались, а его супруга широко пользовалась теми огромными прибылями, которые давало дело, для удовлетворения своих фантазий.

А.С.Голубкина. Портрет Носовой. (ныне в Третьяковской галерее)

Ефимия Павловна широко меценатствовала, но это меценатство резко отличалось от меценатства Мамонтова, Третьякова, Морозова и им подобным. Она не ставила перед собой задачи содействовать развитию и процветанию русского искусства, а ограничивалась более скромной — прославления себя в искусстве. Сомов и Головин писали ее портреты, Голубкина лепила ее бюст, Серов, Сапунов и Судейкин расписывали стены и плафоны ее особняка, и поэт Михаил Кузмин создавал для задуманного ею любительского спектакля пьесу «Венецианские безумцы». Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Судейкина и впоследствии изданы отдельной книгой вместе с пьесой. В конечном итоге это была та же бардыгинская книга, та же самореклама, но сделанная не в лоб, а более утонченно и искусно.

К.А. Сомов. Портрет Е.П.Носовой. 1911. (ныне в Третьяковской галерее)

Ефимия Павловна собирала старинные силуэты и портреты русских мастеров XVIII века, но не ради их изучения или сохранения, а просто так — надо же что-нибудь собирать, чтобы не отстать от других, раз на коллекционерство мода. И даже здесь она ухитрялась рекламировать себя — репродукции силуэтов из ее собрания появлялись даже в специальных зарубежных изданиях».
Ну да, конечно, надо же что-то коллекционировать… И Евфимия покупает не что-нибудь, а «Портрет Урсулы Мнишек» и другие великолепные русские портреты XVIII века… Кстати, другая картина Левицкого — «Портрет капитан-лейтенанта кн. Григория Алексеевича Долгорукого» — в Третьяковскую галерею после национализации коллекции Евфимии попала не сразу, а сначала была забрана в музей родителей мемуариста — Бахрушинский музей. Что совершенно не помешало Юрию Алексеевичу отзываться подобным образом о коллекции нелюбимой тетушки. Кстати, коллекция еще более презираемого Бахрушиными Бардыгина легла в основу собрания замечательного Историко-художественного музея в Егорьевске…
Ирина Стрельникова
P.S. Спасибо за помощь искусствоведу Валентине Моисеевне Бялик, которая помогла мне найти ответ на вопрос: что же из коллекции Е.П.Носовой попало в Третьяковскую галерею.

P.P.S. О Евфимии и о том, почему у Носовых ее невзлюбили, рассказываю на экскурсии в особняк Носова.

Д.Г. Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек. В Третьяковскую галерею поступил в 1917 г. из собрания Е.П. Носовой.

Д.Г. Левицкий. Портрет капитан-лейтенанта кн. Григория Алексеевича Долгорукого. Из собрания Е.П. Носовой. В 1917 г.  послупил в музей АА. Бахрушина, оттуда в 1922 г. — в  Третьяковскую галерею

Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. В Третьяковскую галерею поступил в 1917 г. из собрания Е.П. Носовой.

Ф.С. Рокотов Портрет неизвестного в синем кафтане. В Третьяковскую галерею поступил в 1917 г. из собрания Е.П. Носовой.

О.А. Кипренский. Портрет Александра Александровича Челищева. В Третьяковскую галерею поступил в 1917 г. из собрания Е.П. Носовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *