О Дне Благодарения, или Черная пятница в Совсем Другом Городе

На фото — черные Пятницы. Робинзон, надо понимать, фотографирует. Ну или можно считать, что это — экскурсия. -)

Наверное, вы заметили, что на страницах наших экскурсий некоторое время назад появилась возможность он-лайн записи/оплаты.  Ну а раз такая возможность у нас теперь есть — грех не принять участие в излюбленной он-лайн игре всех продавцов и покупателей — Чёрной пятнице. И не устроить однодневную распродажу наших экскурсий. Но сначала немного об истории вопроса. Совсем Другой Город не может без истории, значит — давайте разбираться с исторической подоплёкой.

Чёрная пятница, как и прочие маркетинговые штучки, пришла к нам из Америки. И там она напрямую связана с главным национальным праздником — Днём благодарения. Вот о нём-то и имеет смысл поговорить в первую очередь.

Все началось с 41-й семьи переселенцев из Англии, в 1620 году с трудом добравшихся до американских берегов. Эти люди, именовавшие себя пилигримами (то есть паломниками), отправились в путь не в поисках более сытой жизни (как потом делали миллионы их последователей) — их толкнул на этот шаг религиозный конфликт. Они были пуританами, и на их взгляд, господствующая Англиканская церковь стала слишком склоняться к католицизму, весьма далеко уклонившись от истинных протестантских принципов. Как это обычно и бывает в таких случаях, они решили создать собственную, правильную церковь, а властям это не понравилось. В итоге подпольную пуритантскую общину в деревушке Скруби графства Йорк разогнали. Пуритане перебрались было в протестантскую Голландию, и даже прожили там чуть больше 10 лет. Но заметили, что дети, родившееся на голландской земле, растут скорее голландцами, чем англичанами. Ассимиляция в Голландии — это было совсем не то, что предполагалось получить из этой затеи. Так возник американский проект.

Отцы-пилигримы садятся на корабль. Картина Р.Уира

Ведь незадолго до этого в Америке появились первые английские колонисты, основавшие в 1607 году колонию Вирджиния. Решено было ехать к ним. Все детали были обговорены заранее, ещё на берегу, в Европе: на условиях отработки переселенцы получили участок американской земли недалеко от Вирджинской колонии. Договор был заключён с «Вирджиния Компани», которая и взялась оплатить корабль.  Вот только за два месяца плавания по океану переселенцы столько раз попадали в шторм, что сильно сбились с курса,  отклонившись далеко на север. И вместо Вирджинии в итоге высадились у мыса Код (ныне штат Массачусетс). Стали думать, что делать. Добираться до места, чтобы отработать договор с «Вирджиния Компани»? Но ведь и так уже двое членов общины умерло в пути, а остальные уже и не чаяли, что доберутся до земли. Мнения разделились. В результате долгих споров и переголосований главы 41 семей решили: остаёмся здесь. И подписали «Мэйфлауэрское соглашение», в котором декларировали намерение основать колонию и обязались подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии». Это соглашение стало символом демократического самоуправления и предтечей Американской конституции. Тут же избрали и губернатора…

Всё бы хорошо, но аборигены, то есть индейцы, ничего не желали знать ни о каких соглашениях и конституциях. И первым делом попытались напасть на чужаков. У тех, правда, имело огнестрельное оружие — так что с индейцами они разобрались быстро. Куда страшнее оказалась суровая зима на необжитом месте. Переселенцы провели её на корабле, неустанно что-то строя на берегу. К весне их осталось в живых не больше половины. Ну а дальше один индеец по имени Тискуантум пожалел их и научил выращивать маис и тыкву, показал, где ловится рыба, а также, где тут поблизости водятся дикие индейки и, соответственно, индюки. И вот к первой годовщине прибытия на американскую землю отцы-пилигримы сумели обеспечить себя продовольствием, которого должно было хватить на следующую зимовку. По этому поводу губернатор колонии Брэдфорд объявил день благодарения Богу. О том, что, кроме Бога, некоторое отношение к их спасению имели и индейцы, они тоже, впрочем, не забыли — и пригласили племя Тискуантума на ужин. Это и стало первым Дня Благодарения.

Отцы-пилигримы в компании индейцев празднуют первый День Благодарения. Картина Дж.Л.Ферриса

После того, как более через 100 лет США обрели независимость, нужен был какой-то национальный праздник. Первый президент страны Джордж Вашингтон предложил в этом качестве именно День благодарения. Ведь большинство граждан США были тогда потомками тех самых пилигримов. Опять же, история имела отношение к американской Конституции…

Впрочем, по версии Вашингтона День Благодарения приходился на фиксированную дату — 26 ноября. На последний четверг ноября праздник перенёс следующий великой президент — Линкольн. Ну а в 1939 году президент Рузвельт внёс некоторую сумятицу, ещё раз перенеся дату — на предпоследний четверг ноября. С этим не все согласились: 23 штата праздновали День благодарения в предпоследний четверг, а 22 — в последний. И еще несколько штатов решили не делать трудный выбор, и объявили праздничными оба дня. В конце концов Конгресс США принял билль, согласно которому День благодарения празднуется строго в четвёртый четверг ноября. Так что теперь, если в ноябре выпадает пять четвергов — то праздник приходится на предпоследний, а если четыре — то на последний.

Со временем выработался и праздничный ритуал. На День Благодарения полагается собираться в гостях у старшего члена семьи и есть фаршированную индейку с клюквенным сиропом и сладкий тыквенный пирог. То есть примерно то, чем угощали индейцев отцы-пилигримы. При этом стол должны украшать яркие тыквы и початки «индейской» кукурузы, а ещё гора фруктов и охапки цветов, символизирующих обильный урожай. Каждый член семьи произносит речь: благодарит за всё хорошее, что случилось с ним в этом году.

Так при чём тут чёрная пятница? Между Днём Благодарения и Рождеством — всего месяц. Настроение уже не рабочее…  В 50-х годах американские журналисты привели статистику отгулов по состоянию здоровья, взятых в пятницу после Дня Благодарения. И предположили, что дело тут не в болезнях — а в том, что глупо выходить на работу один день перед выходными, если вместо этого можно пробежаться по магазинам, как раз открывающим рождественские распродажи. Во всяком случае полицейские Филадельфии зафиксировали рекордное количество пробок именно в этот день — и вряд ли за рулём сидели больные. Именно им, полицейским, принадлежит выражение «Black Friday» — и именно в смысле пробок. Ну а дальше маркетологи сделали правильный вывод, назначив главный распродажный день, с максимальными скидками, на пятницу после Дня Благодарения — «чёрную пятницу». И сразу же выражение приобрело новый смысл. Ведь в  американских бухгалтерских книгах убытки традиционно отмечаются красным цветом, а прибыли – чёрным. А продажи в «чёрную пятницу» так велики, что даже при резком снижении цен в этот день прибыли зашкаливают.

Конечно, у нас не празднуется День Благодарения, а до Рождества нам гораздо дольше, чем американцам. Но репортажи о толпах, штурмующих американские магазины (а иной раз и затевающих драки за внезапно подешевевший товар), завораживают — и весёлая традиция «чёрной пятницы» начинает приживаться и в наших пенатах. Вот и Совсем Другой Город решил поиграть в эту игру. Безусловно, экскурсанты — люди интеллигентные. Ни толп, ни драк ожидать, слава Богу, не приходится. Но, может быть, кому-то идея дня скидок на экскурсии всё-таки понравится. Ну а  нам будет приятно почувствовать себя такими солидными и большими «продавцами», что у нас тоже бывает «чёрная пятница». -) Мы даже, пожалуй, заведём такую традицию и будем стараться повторять чёрную пятницу ежегодно.

Итак! 24.11.2017 года, в пятницу, весь день — с 00.00 до 23.59 мы распродаём наши экскурсии по скидочной цене. Страницы записи на них — здесь. Ну или просто нажмите на интересующую вас экскурсию в расписании справа.

#СовсемДругойГород экскурсии по Москве

Иной раз чёрные пятницы выглядят так      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *