Об экскурсии в Царский павильон Художественно-Промышленной выставки 1882, он же ресторан «Паризьен» (с Ириной Стрельниковой)

Из более 80 строений грандиозной Всероссийской Художественно-промышленно выставки 1882 года на Ходынском поле ныне осталось только одно – Царский павильон, замечательная постройка Александра Степановича Каминского в русском стиле. Таких каменных зданий на выставке было два – второе для почты и телеграфа. И их композиционная роль была – контрастировать с основными павильонами выставки, выполненными из стекла и металла, подчеркивая их ультрасовременность. Но и сам по себе двухфасадный сказочный теремок Каминского представляет огромный интерес.

Столик в покоях императрицыАрхитектор не просто использует какие-то отдельные декоративные детали русской средневековой традиции, он воспроизводит свойственную древнерусскому гражданскому зодчеству хоромную композицию, когда общий объем здания состоит из отдельных частей, каждая из которых имеет собственное перекрытие. Одна крыша вальмовая, другая – в виде палатки, третья в виде шатра. Каминский смело вводит в современный архитектурный язык забытое многоцветье русского узорочья, обильно используя пестрые яркие изразцы. 200 лет так никто не строил! Естественно, вокруг царского павильона все 4 месяца, пока продолжалась выставка, толпились зеваки даже тогда, когда никакой царской семьи в Москве не было. А вот нарядную внутреннюю отделку современники увидеть не могли – Царский павильон был закрыт для публики. Можно было только прочитать в «Художественном сборнике работ русских архитекторов и инженеров» о богатой и разнообразной по технике деревянной резьбе, украшавшей стены и потолок во всех помещениях. Мы же с вами имеем возможность увидеть это чудо собственными глазами, поскольку и интерьеры Царского павильона неплохо сохранились. Здесь теперь расположен ресторан «Паризьен» и, в принципе, многое можно увидеть, просто заказав здесь столик и поужинав (что обойдется весьма недешево). А можно сходить с нами на экскурсию и внимательно рассмотреть все сохранившиеся помещения, попутно узнав о прогремевшей на весь мир Художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве.
Вообще, промышленные выставки придумали и первыми стали проводить в Англии, по-настоящему в моду их ввел Наполеон, стремившийся покрепче связать экономически все части своей огромной молодой империи. У русских же промышленных выставок была своя специфическая задача. «Покажите русскому человеку хоть Аполлона Бельведерского, он не сконфузится и топором и скобелью сделает его вам из елового бревна, да ещё будет божиться, что его работа настоящая, «немецкая» — писал Белинский в 1845 году.

Столик в покоях императрицы

Это ведь, действительно, была проблема! Русская промышленность, насильственным образом насаждаемая Петром I, первое время развивалась со скрипом, так что ее чахлое существование поддерживали только государственные дотации. Но со временем она выправилась, окрепла и в первой четверти XIX века уже в каких-то областях могла составить конкуренцию европейской промышленности. Но… Русская публика отказывалась в это верить. Вот и приходилось купцам в лавках выдавать русский товар за импортный – иначе никто не брал. «Обман сей, хоть и служил к чести русского фабриканта, но вредил общему делу: успехи наших фабрик оставались закрыты, и всеобщее предубеждение, укоренившееся веками, поддерживалось умышленно у населения. Надлежало рассеять сие оскорбительное для русских предубеждение и явить свету успехи наших русских мануфактур в полном их блеске и величии», — говорилось в описании Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, проходившей в Санкт-Петербурге в 1929 году.
Но по-настоящему российским промышленникам стало что показывать на выставках в последней четверти XIX века, когда в результате великих либеральных реформ Александра II экономика России сделала огромный рывок. До этого промышленных выставок не проводилось два десятилетия, и контраст получился разительным. Европейские газеты – и те подавали это событие как сенсацию. И, кстати, на выставке 1882 года удалось преодолеть последнее предубеждение публики – против отечественного парфюма. Для чего фирма «Броккар и Ко» применила очень эффектный (но и очень дорогой) маркетинговый прием. Об этом, как и о многом другом (о полноразмерном бюсте императора из сахара от Абрикосовых, о триумфальной арке из винных бутылок от Штритера, о двуглавом орле из сабель Златоустовского оружейного завода) – на нашей экскурсии.

Записаться/оплатить эту экскурсию можно здесь.


Так павильон выглядел в 1882 году. Впрочем, он мало изменился

 

Электрический поезд, курсировавший по выставке

Машинный отдел. Молот общества коломенского машиностроительного завода (рисунок из Иллюстрированного описания выставки)
Та самая триумфальная арка из бутылок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *