Орловский рысак: квадратура бегового круга

Валентин Серов, как известно, мастер портрета. И не только человеческого. Писал он и лошадей. Вот, например, портрет орловского рысака Летучего (собственность коннозаводчика Николая Малютина, о котором мы много говорим на нашей экскурсии по Петровскому парку. Так же как об отпрыске Летучего — Смельчаке, вечном победителе бегов).

ip2

Поскольку рассказывать об орловских рысаках мы рассказываем, а представлять, чем они отличаются от других лошадей других пород, представляли  до сегодняшнего дня, признаться, слабовато, пришлось идти просвещаться на Московский ипподром. Так вот, делимся инсайдом: в движении отличить можно по тому признаку, что орловский рысак не скачет (да и чего бы ему скакать, он же рысак, то есть его естественный аллюр – резвая рысь) и не бежит, а «плывет»: на бегу словно гребет ногами.

Еще один характерный признак породы – ярко выраженная прямоугольная форма (геометрическая форма лошади определяется в профиль, без учета головы и шеи – ну а дальше все просто: высота равна длине – значит квадрат. Не равна – значит, прямоугольник). Скакуны, например, квадратные. Есть много пород серединка-наполовинку. А вот графу Алексею Орлову нужен был именно вытянутый рысак – из-за особенностей русской упряжи (орловский рысак, кстати, не для баловства создавался, а как транспортное средство. Предназначался в коренные русской тройки, в частности). Нужна была лошадь, которая:

а) не трясет экипаж (то есть бежит рысью, а не несется галопом) ,

б) бежит не просто рысью, а резвой рысью (расстояния-то в России о-го-го, надо поторапливаться, да и какой русский не любит быстрой езды)

в) вынослив (опять же, из-за больших расстояний, да и из-за особенностей русского бездорожья), г) вытянутой прямоугольной формы (из-за особенностей упряжи, в том числе зимней).

Чтобы добиться нужной формы, граф за немыслимые деньги купил в Турции (которую до этого сам же и победил в Русско-турецкой войне, будучи командующим эскадры русского флота) на свой конный завод арабского скакуна Сметанку, у которого спина была удлинена из-за лишнего позвонка и пары ребер. Впрочем, у орловских рысаков – его потомков, ничего лишнего в скелете все-таки нет.  Кто знает, может быть, потому, что Сметанка не успел произвести на свет совсем уж подобного себе потомка? Жеребец, которого с великими предосторожностями два с половиной года вели под узцы из Турции в Москву, в Нескучный сад, еще через полтора года простудился и умер. Впрочем, наследников оставил, один из которых в свою очередь вместе с голландской кобылой и произвел на свет первого орловского рысака…

Ну а что касается самого Московского ипподрома – сегодня мы прогуливались по Москве без наших фотомэтров. Ну, конечно, пощелкали что-то на телефон. Но подумав, решили эти, с позволения сказать, «фотографии» не помещать. А вместо них поместить фотосерию  о Московском ипподроме замечательного фотохудожника и нашего большого друга Александра Горшанова. От этих фотографий остается ощущение ретро. Но ничего подобного, они сняты в нулевых годах XXI века. Просто ипподром – это такое место, где мало что меняется из века в век… Люди на фото, кстати, на тамошнем жаргоне называются «тотошники» — это те, кто делают ставки, играют на бегах)

ip3

ip4

ip5

ip6

ip7

ip8

ip9

Полностью серию А.Горшанова по Московскому ипподрому можно посмотреть здесь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *