О староверах для особо любопытствующих

В дополнение к статье о староверах и Преображенском староверческом кремле

  1. Беспоповские общины феодосеевцев и поморцев были не согласны друг с другом о титле на кресте. Поморцы настаивали на том, что следует писать «Царь Славы Исус Христос», а феодосеевцы отстаивали четырехлитерную Пилатову надпись» «ИНЦI» (Исус Назарей Царь Иудейский — придуманную распинавшими в насмешку над распинаемым, но, вопреки их пониманию, оказавшуюся верной)
  2. Менее радикальные староверы (поповцы) трактовали иконианство как инославие и осуществляли переход из православных к себе в общину через миропомазание. Более радикальные (беспоповцы) считают всех, кроме себя, еретиками первого чина, и переход осуществляется только через перекрещивание.
  3. Чуть позже поповцы разделились на два направления: Белокриницкую иерархию (она же “австрийское согласие”) и беглопоповцев. Дело было так: при Николае I, боровшемся с раскольниками, переход священника из господствующей церкви к старообрядцам стал рассматриваться как тяжкое преступление, и “беглых” священников стало очень мало – около двадцати на всю Россию. Эти немногие священники с поддельными паспортами подвергаясь серьезной опасности, при этом они просто сбились с ног, объезжая и окормляя старообрядческие общины по всей России. Чтобы исправить положение, поповцы многие десятилетия старались переманить на свою сторону одного из епископов господствующей церкви. В 1846 году экспедиция старообрядцев, снаряженная состоятельными московскими купцами, отправилась в Османскую империю. Им удалось удалось уговорить опального греческого митрополита Амвросия – он прежде был епископом Константинопольской церкви митрополитом Сараевским, но по настоянию турецких властей был отстранен от должности константинопольским патриархом. Приняв предложение старообрядцев возглавить их иерархию, Амвросий поселился в Австро-Венгрии – на территории нынешней Западной Украины, в селе Белая Криница недалеко от Львова (отсюда и название согласия). И рукоположил несколько епископов для России. С тех пор они могли рукополагать необходимое количество священников. Но часть старообрядцев-поповцев не признала Белокриницкую иерархию и продолжала переманивать священников у господствующей церкви. Кстати, староверы Рогожского кладбища (второй из двух крупный центр староверчества в Москве) — «Белокриницкие”. Сейчас эта конфессия среди староверов самая многочисленная и существует под названием “Русская Православная старообрядческая церковь”.
  4. О том, почему еще купцы-староверы были особо успешны в предпринимательстве (дополнение). Как и любое гонимое меньшинство, старообрядцы были очень сплочены и помогали друг другу. У них – разветвленная сеть контактов по всей стране, мало того, у них еще до отмены крепостного права была (в отличие от остальных) в избытке рабочая сила: они же выкупали своих из крепостной зависимости. И те потом работали за четверых, ведь праздность – грех!
  5. Собственно, пренебрежительное отношение к торговле, к капиталу, к предпринимательству — не такая уж исконно-русская идея. Скорее, это продукт дворянской культуры XIX века, заимствованной как раз на Западе. Это такой пережиток феодального европейского рыцарского сознания, от которого Европа избавилась во времена буржуазных революций нового времени. Что же касается русского отношения к предпринимательству до европеизации дворянской культуры -то как раз иноземцы еще и в начале XVIII века (и раньше) отмечали, что, в отличие от Запада, где  занятие торговлей считалось ниже дворянского достоинства,  в России никто не смотрит на него с презрением. В 1661 году в своей книге «Путешествие в Московию» посол императорса Священной Римской империи — барон Августин Майенберг пишет: «Все бояре без исключения везде открыто занимаются торговлей. Продают, покупают, променивают без личины и прикрытия».
  6. Выговская обитель в Поморье основана сумевшими спастись и сбежать от истребления Соловецкими «сидельцами». Ведь Соловецкий монастырь не подчинился никоновской реформе, оказал вооруженное сопротивление властям и выдержал многолетнюю осаду с 1668 по 1676 год. Впрочем, когда царские войска все-таки прорвались через монастырскую стену — истребили жесточайшим образом всех, кого там нашли.
  7. Единоверие — еще одно направление в старообрядчестве, искусственно созданное при Николае I и всячески поддержанное властями: при сохранении двоеперстия, службы по старопечатным книгам и прочих древних богослужебных чинов единоверцы признавали юрисдикцию Московского Патриархата, чего, собственно, императору и требовалось).
  8. Обновленческая церковь  — раскольническое движение в русском православии, можно сказать, в противоположную от староверия сторону. Ставило целью модернизацию богослужения и демократизацию управления православной церкви. Официально признано после февральской революции в 1917 году.  В 20-х годах активно поддерживалось советской властью  и называлось «Православная церковь СССР». Упразднена во время Великой Отечественной, когда Сталин резко изменил отношение к традиционной Русской православной церкви и стал поддерживать именно ее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *